Академия

У лукоморья дуб зеленый ударения

>Стих-сказка У лукоморья дуб зеленый

Сказка «У лукоморья дуб зеленый»: читать текст + слушать аудио

У лукоморья дуб зелёный — пожалуй, самая известная стихотворная сказка Пушкина. «У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна.

Пушкин Александр Сергеевич

Краткое содержание для читательского дневника Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки. Главные персонажи – это любимые детские герои: русалка, Кощей Бессмертный, богатыри и витязи, Баба-Яга с избушкой, колдуны и лешие. Неведомые дороги и невиданные звери сопровождают читателя в сказочное царство. Лаконичность пушкинских строк и удивительные сказочные персонажи переносят читателя в волшебный мир, где тесно переплетены и соединены воедино все известные сказания, мифы и легенды. Произведение «У Лукоморья…» это собирательная картина всех русских сказок, а образ ученого кота и могучего дуба – это олицетворение мудрости и могущества Руси, её народного фольклора и культурных ценностей.
https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2018/09/skazka-U-Lukomorya-dub-zelenyj-slushat.mp3

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»  

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», знакомо многим. Этот отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», проходят в школьной программе, да и просто читают детям. Красота слова и необыкновенные чудесные персонажи сказок оживают в этих пушкинских строках. Но и это стихотворение требует некоторого объяснения. В данной статье вы ознакомитесь с полным анализом стихотворения «У лукоморья», а также с кратким анализом по плану.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г. А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли. А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки. Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по-своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

Подходящие стихотворения для заучивания наизусть с ребенком необходимо выбирать с учетом его возраста и интересов. В случае, когда найти оптимальный вариант не удается, можно предложить малышу обратиться к классикам и изучить, например, А.С. Пушкина и его «У Лукоморья дуб зеленый…».

Это произведение легко воспроизводить по памяти, учитывая его простейшую рифму и яркие ассоциации, автоматически возникающие в голове читающего. Психологи рекомендуют взрослым использовать особые приемы, чтобы заучивание стихотворений для ребенка было увлекательным занятием, а не обязательным условием, поставленным родителями.

Польза от заучивания стихов

Регулярное заучивание стихотворений способствует правильному развитию умственных способностей ребенка, а также укреплению эмоциональной связи с родителями во время такого совместного времяпрепровождения.

Заучивание стихов полезно для умственного развития ребенка

Для взрослых важно не только понять всю пользу тренировки детской памяти заучиванием стихотворений наизусть, но и грамотно выстроить занятие с малышом, исходя из возрастных особенностей подрастающего человека.

Когда нужно начинать учить стихи

Воспринимать мелодичность рифм и смысл стихотворений дети начинают в разном возрасте. Психологи считают, что мозг большинства малышей готов к заучиванию литературных произведений примерно с 4-5 лет. На таком этапе развития дети могут запоминать и воспроизводить до 5 четверостиший.

До этого времени родителям следует как можно чаще читать своим детям книги как в стихотворной, так и прозаической форме. Причем делать это необходимо с выражением, не спеша, обсуждая и иллюстрируя происходящее в детском воображении. Подобный подход не только будет развивать речевые навыки ребенка, но и даст первое представление о литературе.

Примерно с 2-3 лет стоит предложить малышу рассказывать стихотворения в игровой форме, заканчивая за взрослыми строчку, произнося слова, или показывая прочитанное родителем в соответствующей последовательности.

Заучивать стихи детям лучше всего вместе со взрослыми, а с дошкольниками это можно делать в игровой форме

Важно помнить, что организовывать такие занятия необходимо только при наличии обоюдного желания. Если маленький человек отказывается от такой игры или у взрослого нет настроения, стоит перенести тренировку детской памяти на другое время.

Польза стихов для детей

Среди основных положительных сторон заучивания стихотворений с детьми разных возрастов психологи отмечают:

  • тренировка памяти (это происходит, когда ребенок еще не способен повторить слово, но уже запоминает, в какой момент необходимо проиллюстрировать озвученное конкретным образом);
  • пополнение словарного запаса;
  • стимуляция речевых навыков ребенка (относится к детям, только предпринимающим попытки разговаривать);
  • расширение кругозора (дети узнают о социальных событиях, истории, мире);
  • формирование общего уровня культура подрастающего человека (родители знакомят его с авторами, литературными произведениями, типами рифм и так далее);
  • развитие фонематического слуха (способность корректно воспринимать слышимые в словах звуки).

Польза заучивания стихотворений доказана многолетними исследованиями в области детской психологии, педиатрии и психиатрии.

Подобная практика с раннего возраста не просто способствует развитию ребенка, но и подготавливает его к школьной жизни.

Какие стихи лучшие для запоминания

«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, по мнению детских специалистов, являющееся максимально подходящим для запоминания ребенком в возрасте 5-6 лет.

При выборе литературного произведения для тренировки памяти малыша, родителям необходимо обращать внимание на то, чтобы оно было:

  • Понятным для подрастающего человека. Стихотворение не должно содержать непонятных слов. Читая его или воспринимая на слух, ребенок в таком случае будет самостоятельно визуализировать описываемые события, что значительно упростит процесс запоминания строчек.
  • Мелодичным. Простейшая четкая рифма максимально вовлекает малыша в процесс воспроизведения стихотворения, позволяя ему интуитивно подбирать продолжение произведения.
  • Написано о событиях, актуальных возрасту человека. Например, для заучивания самыми маленькими рекомендуется выбирать стихотворения о домашних животных, игрушках, членах семьи. В более старшем возрасте актуальными будут произведения, подразумевающие анализ прочитанного или извлечение морали из происходящего.

Грамотно подобрав стих для заучивания наизусть, родители не просто упростят ребенку задачу, но и привьют ему любовь и естественный интерес к литературе.

Как правильно учить стихи

Для правильного построения методики занятий взрослым следует изучить приемы тренировки детской памяти, разработанные психологами, а также определить опытным путем, какой из них подойдет конкретному малышу.

Найти непонятные слова

Стихотворения классических авторов (яркий пример – «У лукоморья дуб зеленый…») зачастую изобилуют устаревшими формами слов и архаизмами. Они могут затруднять не только восприятие информации ребенком, но и препятствование ее усваиванию, а также дальнейшему запоминанию и воспроизведению.

Во избежание этого, родителям необходимо:

  1. Прочитать стихотворение вслух полностью.
  2. Уточнить у ребенка, понятен ли ему смысл произведения.
  3. Спросить у малыша, какие конкретно слова ему были непонятны. В случае, если стихотворение не было полноценно воспринято.
  4. Даже если «ученик» уверен, что значение всех слов для него очевидно, взрослым рекомендуется самостоятельно определить наиболее сложные из словосочетаний по значению и озвучив их, попросить ребенка объяснить смысл прочитанного.

Максимально продолжительное обсуждение непонятных слов может оказать существенную помощь в заучивании стихотворений подрастающему человеку. «Расшифрованные» словосочетания будут своеобразными опорными точками при воспроизведении литературного материала и облегчат визуализацию прочитанного.

Рисование стихотворения

Если ребенок любит рисовать или у него есть явные художественные наклонности, можно предложить ему перед заучиванием воспроизвести на бумаги услышанное. Не нужно требовать от малыша произведений искусства. Смысл в том, чтобы, прослушав четверостишие, подрастающий человек смог отразить на бумаге свои ассоциации и личное понимание стихотворения.

Метод рисования поможет визуально запомнить слова из стиха

Такой прием поможет не просто создать схематический план, удобный для использования при воспроизведении заученного материала, но и позволит родителям точно определить, полностью ли малыш понимает произведение.

При использовании описанного метода, алгоритм занятия будет включать в себя следующие этапы:

  1. Чтение стихотворения вслух взрослыми.
  2. Выяснение смысла, озвученного совместно с ребенком.
  3. Взрослый читает четверостишие, после чего делает паузу, позволяя малышу нарисовать услышанный материал на бумаге.
  4. Ребенок воспроизводит стихотворение по своим рисункам.

Родителям не стоит часто исправлять подрастающего человека. Это может спровоцировать у ребенка возникновение внутреннего протеста и исчезновение желания тренировать собственную память.

Театр

Театральный метод заучивания стихотворений подойдет детям любого возраста. Его суть заключается в том, что после прочтения строчки, необходимо ее показать. Делать это следует максимально приближенно к контексту, но как можно креативнее и ярче. Участвовать в таком процессе может не только сам ребенок, но и все члены семьи.

Театральный метод помогает детям визуализировать стих в театральной миниатюре и так его выучить

Ассоциативный ряд, откладывающийся в детском сознании, поможет ребенку при дальнейшем воспроизведении произведения по памяти. Взрослым следует подсказать малышу фразы из исходного текста для использования в его театральной миниатюре. Следуя этому совету, у малыша будет в голове сформирован план, который поможет ему лучше ориентироваться в стихотворении.

Во время занятия такого рода необходимо:

  1. Прочитать ребенку произведение полностью.
  2. Разобрать смыл стихотворения, а также непонятные слова и словосочетания.
  3. После прочтения 1-2 строчек предложить ребенку изобразить услышанное.
  4. Попросить малыша, ориентируясь на его миниатюры, воспроизвести четверостишие своими словами, используя опорные словосочетания.

Совместное времяпрепровождение такого рода всей семьей доставят радость малышу и создадут благоприятную почву для дальнейшего восприятия обучающего материала.

Разрезанные строчки

Для детей постарше, которые уже умеют читать, может стать эффективным метод «Разрезанные строчки», рекомендуемый детскими специалистами для успешного заучивания стихотворений.

Метод разрезанных строчек стихотворения рекомендуется детям, умеющим читать

Он подразумевает необходимость:

  1. Написать крупным печатным шрифтом стихотворение на листе формата А4.
  2. Разрезать четверостишия построчно.
  3. Прочитать стихотворение вслух.
  4. Убедиться, что малышу понятно произведение и смысл каждого слова в нем.
  5. Прочитать четверостишие и попросить ребенка сложить его по памяти из разрезанных строчек.
  6. Попросить озвучить составленное четверостишие.

Не рекомендуется для облегчения поставленной задачи делать сторонних пометок на разрезанной бумаге.

Так ребенок может запомнить эти знаки и не будет ориентироваться на саму последовательность строчек и рифму.

Придумать ассоциации

«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, самым простым способом для заучивания которого является придумывание ассоциаций.

Ввиду большого количества выдуманных событий, практически каждое литературное произведение для детей можно выучить таким способом. Это также поможет избежать непонимания со стороны малыша устаревших, непопулярных слов или архаизмов.

Например, если ребенок часто запинается при воспроизведении стихотворения на одном и том же слове, взрослым следует уточнить, какие именно ассоциации оно у него вызывает. Проговорив вслух детскую версию значения, необходимо выразить весь ассоциативный ряд в одном слове.

Таким образом, при рассказывании стиха по памяти в следующий раз, «ученик» интуитивно будет выстраивать смысловую цепочку и самостоятельно вспоминать трудное для запоминания слово или словосочетания.

Ситуация из жизни

Быстро уложить в детской памяти недавно услышанное литературное произведение может помочь воспоминание схожей жизненной ситуации. Такой прием требует от родителей большого терпения и внимательности к эмоциям, переживаемым маленьким человеком. Ассоциативная ситуация не должна заставлять его грустить, злиться или переживать любые негативные эмоции.

Подбор ребенком похожей к стиху жизненной ситуации также помогает в его заучивании

Порядок применения:

  1. Прочитать ребенку стихотворение, которое он должен выучить наизусть.
  2. Разобрать значение произведения и смысл новых слов.
  3. Совместно вспомнить жизненную историю, напоминающую описанные события.
  4. Прочитать одно четверостишие.
  5. Попросить малыша воспроизвести несколько строчек по памяти.

Эмоции

Эмоции – основная часть детской жизни, правильно используя которую, можно значительно упростить маленькому человеку процесс тренировки памяти. Для этого ему необходимо максимально погрузиться в прочитанный материал. Взрослому следует помочь малышу проникнуться историями героев, добавить от себя подробности их жизни.

Максимально визуализировав услышанное, ребенок, на основе собственных переживаемых эмоций в отношении героев, будет более предрасположен к восприятию новой информации и ее дальнейшему воспроизведению по памяти.

Диктофон

Используя диктофон, взрослый может не только помочь ребенку быстро заучить необходимые строчки, но и со стороны услышать, как звучит его голос, скорректировать интонацию или произношение некоторых звуков.

Для заучивания стихов можно воспользоваться диктофоном

Для этого необходимо:

  1. Прочитать вслух стихотворение.
  2. Выяснить, все ли слова понятны «ученику».
  3. Попросить малыша прочитать стихотворение полностью для записи на диктофон.
  4. Прослушать получившуюся запись 3 – 5 раз.
  5. Прочитать вслух одно четверостишие или первые 2 строчки.
  6. Прослушать их в записи.
  7. Попросить ребенка воспроизвести по памяти услышанный отрывок.

Перерывы

Занимаясь с ребенком любого возраста, важно делать перерывы. Периодическая смена вида деятельности важна как для самых маленьких, так и для детей, уже посещающих школу. Необходимо учитывать возрастные особенности при определении временных промежутков работы и отдыха.

Например, для ребенка 5-6 лет, важно менять род занятий каждые 30 мин. Полчаса – это максимальное время, которое малыш, находясь на таком этапе развития, может быть сосредоточен и внимателен. Для детей 9-10 лет – такой временной промежуток составляет уже 45-60 мин.

При заучивании стихотворений важно делать перерывы, во время которых можно просто поиграться с ребенком

Сохраняя лояльность и внимательность к собственному малышу, взрослым удастся не только сохранить его интерес к занятиям подобного плана, но и укрепить с ним психоэмоциональную связь.

Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, являющееся одним из самых известных среди написанных А.С. Пушкиным. В нем автор собрал популярных сказочных героев, передав минимальным количеством слов их образ. Этот стих является отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», однако уже давно воспринимается как самостоятельное литературное произведение.

Композиция и жанр

Композиция этого классического стихотворения представляет собой традиционную структуру русской народной сказки (присказка или завязка – основная часть – концовка или развязка).

Учитывая тот факт, что «У лукоморья дуб зеленый…» — это пролог к полноценному произведению «Руслан и Людмила», основным смыслом, которым наделен этот отрывок, является погружение читателя в атмосферу сказки, где возле моря стоит волшебный дуб, а на нем ходит кот. Животное в данном случае является собирательным образом всех рассказчиков русского фольклора.

У Лукоморья дуб зеленый… — стихотворение А.С.Пушкина

Основная часть содержит информацию о волшебных событиях, происходящих «у Лукоморья». Важной особенностью является то, что сказочные герои изображаются на фоне русской природы. Пушкин любил родную страну, что прослеживается в его литературном творчестве.

В заключении автор делится тем, что он «там тоже был». Такая фраза помогает читателям поверить в реалистичность происходящего и максимально проникнуться общей атмосферой произведения.

Размер

Стихотворный размер в отрывке «У Лукоморья дуб зеленый…» — типичный для произведений XIX в. А.С. Пушкин для придания своему стихотворению мелодичности и размеренности выбрал четырехстопный ямб.

Фонетический разбор

Фонетический анализ литературного произведения подразумевает его разбор по звукам.

Иными словами, это то, как звучит стихотворение.

Как заучить с ребенком

Чтобы ребенок мог заучить стихотворение классика «У лукоморья…» максимально быстро, взрослым можно попрактиковать основные методики, а именно:

Методика Особенности
Учить по 15 – 20 мин. в день Если ребенку необходимо выучить это стихотворение в качестве домашнего задания, то следует начать выполнение уже в день, когда задание было получено
Объяснить значение непонятных слов Произведение изобилует архаизмами, которые без должного разъяснения будут непонятны современному поколению
Делать схематичные рисунки Можно предложить ребенку построчно зарисовывать услышанное так, как будет понятно именно ему
Пересказ После первого прочтения стихотворения взрослым следует попросить малыша своими словами пересказать услышанное (не в стихах). Это поможет выяснить, понял ли ребенок смысл произведения

Любые стихотворения, включая «У Лукоморья дуб зеленый…», выбранные в качестве материала для тренировки детской памяти, требуют предварительного изучения самими родителями. Разобрав литературное произведение, а также продумав план занятия с ребенком, взрослый сможет помочь маленькому «ученику» не только выучить конкретный стих наизусть, но и полюбить литературу в целом.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про заучивание стихов

У Лукоморья дуб зеленый… — стихотворение:

Переделанный стих про Лукоморье: Версия № 1

У лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо разрубили,
Русалку в бочку засолили,
И написали — огурцы.
Там на неведомых дорожках, следы разбитых «Жигулей».
Там «Мерседес» на курьих ножках, стоит без окон без дверей.
А 33 богатыря в помойке ищут три рубля,
А ихний дядька — Черномор, у них 10-ть рублей спёр!

Переделанный стих про Лукоморье: Версия № 2

У лукоморья дуб зелёный,
Есть Интернет на дубе том,
Там виснет в «аське» кот учёный, отбросив песни на потом
Там на невиданных дорожках, отлично ловит «Мегафон».
Там в бочке с медом «Старый мельник»,
По морю мчит сам князь Гвидон.
Царевна СМС всем пишет,
А серый волк свой плеер ищет.
Там царь Кощей на сайте чахнет,
Там чудный дух, там «Ролтон» пахнет.

Переделанный стих у Лукоморья: Версия № 3

У Лукоморья дуб срубили
Златую цепь в музей снесли
Кота в зверятник запустили
Русалку в бочку посадили
И написали «Огурцы»
И по морю пустили…

Там на неведомых дорожках
Уже давно растет картошка,
Скелеты бродят в босоножках
Следы разбитых Жигулей
И Мерседес на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

Там тридцать три богатыря
В помойке ищут 3 рубля,
А их любимый Черномор
Вчера у них полтинник спер,
А сам кричит, что каждый — вор!

Там Баб- Яга по рынку бродит
И спекуляцию разводит
Там царь Кощей над рюмкой чахнет…
Но русской водкой там не пахнет
Кто подойдет — бутылкой ****нет!

Ну алкоголик ты, Кощей,
Уж лучше похлебал бы щей
Чем водку хлещешь ты без меры!
Да, ну тебя в твои химеры
У нас тебе уже нет веры!

Иван-Царевич в депрессухе —
На Сером волке — мухи.
А богатырь на всех понтах
Еще летает в облаках.
И нагоняет в детях страх
Прoкoммeнтировaть

Обратите внимание на:
в темнице там царица дрищит, а бурый… 15 декабря 2008 г. ТРЕШ ОВЦА
кто спер мою аву? 19 сентября 2008 г. eclips.
Тест: [Кто из Наруто тебя трахнет и… 10 августа 2018 г. Рио1568

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *