Академия

Как научить ребенка составу числа

Учим с дошкольником состав числа на домашних занятиях

В первом классе ученик обязательно изучает состав числа до 10. Не всем ребятам эти знания даются легко, поэтому родителям приходится помогать чаду во время домашних занятий. Невозможно оставить без внимания этот пробел, так как знания о составе числа помогают быстро осваивать математику, ее основные азы.

Учим состав числа на домашних занятиях

Домашнее обучение позволяет облегчить школьные занятия по математике, которые в первом классе являются довольно сложными для маленьких учеников. Дети вынуждены полностью менять привычный распорядок дня и выполнять незнакомые обязанности, что отодвигает овладение знаниями на второй план. Домочадцы могут помочь маленькому ученику, если будут в ненавязчивой и увлекательной форме повторять школьные темы. Не надо браться за какие-то сложные задания, достаточно заняться основным, например, четко знать,как объяснить ребенку состав числа.

Важно! Современное образование упирается именно в освоение состава числа. Это помогает запомнить основные понятия математики. Арифметические операции и сравнение чисел будут проходить легко для ребенка.

Как учить быстрому счету

Еще до поступления ребенка в школу, родители могут быстро научить его считать до 10. Главное, сделать этот процесс максимально доступным, чтобы затем приступить к более сложным знаниям — ознакомлению детей с составом числа. Даже младшего дошкольника можно учить считать деревья, шаги, ступеньки и все окружающие предметы. При закреплении следует делать акцент на единице, правильно называть цифру «один», а не «раз», объяснить, что такое пустота, математический «0». После этого полезно показать графическое изображение цифр. Лучше делать это в игровой форме. Следует применять наглядные примеры, пользоваться магнитными досками, цифрами, игрушками.

К сведению родителей! Нужно рассказать маленькому ученику, что цифра — это символ для записи чисел, а число — это математическое понятие. Цифр только девять, от 0 до 9, а чисел множество.

После того, как все цифры усвоены, можно приступать к счету. Следует показать, как необходимо считать на пальцах, счетных палочках, других приспособлениях. Рекомендуется сравнивать цифры, объяснять, какое число больше или меньше, насколько. Также необходимо выучить математические знаки для наглядного предоставления информации. Важно правильно объяснить, что два меньших числа могут превратиться в большее и, наоборот, большее число разделиться на два меньших.

  • Чтобы запомнить состав чисел, можно поиграть с ребенком в числовые домики. Это классическое игровое упражнение. Взрослый вместе с малышом рисует несколько домиков, которые отличаются друг от друга количеством этажей. Начинать с одноэтажного, последним будет девятиэтажный. На крыше изображается определенное число. На каждом этаже по две квартиры, в которых проживают жильцы. Их количество зависит от этажности дома. Например, в трехэтажном на первом этаже живут 0 и 4, на втором — 1 и 3, на третьем — 2 и 2. Так ребенок узнает о составе числа 4.
  • Можно задать число и предложить малышу назвать «соседей», какое число стоит перед ним и после него, задать два числа, спросить, что стоит между ними. Обсудить, чем отличаются числа (предыдущее — меньше на 1, последующее — больше на 1).
  • На листе бумаги написать цифру и попросить найти указанное количество карандашей, горошин или стаканчиков. Поменять задание, предложить составить записанное число из разных предметов. Показать, как по-разному можно составить заданное число.
  • Когда выучены цифры до 10, можно вводить понятие «единицы и десяток». Цифры могут превращаться в домики, где десятки являются этажами, а единицы квартирами. Хорошо помогают одинаковые мелкие игрушки, когда надо их выстроить по десять в два ряда. Таким образом заучивается второй десяток.

Устный счет помогает выполнять задания с максимальной скоростью. Для легкого счета нужно обязательно объяснить ребенку состав чисел, выучить в игровой форме расклад чисел до 10, причем, чем больше цифра, тем большее внимание ей уделяется. Вначале на своем примере показать, как в уме следует перебирать состав определенного числа. К примеру, нужно спросить ученика, сколько нужно еще добавить к числу 2, чтобы получить 5. Естественно, сначала возникнут сложности с усвоением, но в скором времени ребенок будет легко считать устно.

Важно! Обучая устному счету, желательно ограничить ученика в применении различных предметов, палочек и пальцев, так как это замедляет навык считать в уме.

Подходящий возраст для занятий

Оптимальный возраст для обучения счету является понятием относительным. Некоторые дети уже в 4 года пытаются считать и делают это весьма успешно, другие даже в 6 лет не готовы к этому. Однако в 5 — 6 лет следует обязательно готовить малыша к школе. Именно в этот период мозг легко воспринимает новую информацию, чадо тянется к знаниям. Воспитатели подготовительной группы основной упор делают на действия с числами в пределах 10. Дети в состоянии в этом возрасте выполнять сложение и вычитание, запомнить состав числа. Школьная программа не стоит на месте, новая тема осваивается ежедневно, поэтому без определенных навыков у ребенка могут возникнуть проблемы с математикой.

Что пригодится для домашних занятий

Сегодня для домашних занятий можно выбрать любые счетные материалы. Наиболее популярными среди них являются палочки для счета. Однако немногие задумываются над тем, что они недостаточно эффективны. Дошкольник при использовании палочек не в состоянии научиться быстро считать устно. Для ознакомления детей с составом числа предлагается использовать следующие счетные приспособления:

  • Быстро выучить состав числа помогут карточки с различными предметами (домиками, цветочной полянкой, угощением для зверей), домино. Они входят в наборы для счета, как игровая форма. Когда малыши учатся находить составляющие чисел, к ним приходит понимание истин и основных математических понятий.
  • Наборы из дерева и пластика с цифрами и математическими знаками тоже помогают ускорить учебный процесс и сделать его максимально эффективным. Различные игры с озвучиванием позволяют освоить запоминание цифр и чисел.
  • Барабаны с цифрами отлично подходят для деток постарше, которые уже успели освоить математические азы. Ребенку требуется перебирать цифровые колесики, чтобы получить примеры для решения. Для малышей предусмотрены пирамидки и штыри. Перекладывание кубиков тоже способствует запоминанию чисел.
  • Наиболее интересными материалами для счета станут созданные своими руками пособия. Можно вместе рисовать, клеить коробочки с цифрами, считать карандаши, лепить цифры из пластилина и теста. Все это помогает легко и прочно запомнить цифры.

Простые и доступные методики обучения

Существует множество эффективных методов, помогающих родителям понять, как научить ребенка составу числа до 10. Есть возможность выбрать для домашних занятий наиболее подходящую.

  • Для облегчения подготовки к домашним занятиям можно приобрести материалы для дидактических игр, книги, обучающие предметы, мультики. Все они способствуют легкому обучению числам, составу числа, запоминанию и правильному применению. Все задания представлены в этих пособиях, родителям не надо ничего придумывать.
  • Чтобы повторять школьные темы, можно воспользоваться наглядными примерами. Рекомендуется остаться с учеником в комнате вдвоем и спросить, сколько находится человек в помещении. Когда он скажет, что два, можно попросить других домочадцев по очереди входить в комнату. Пусть ребенок посчитает два плюс один и научится понимать, из чего состоит число три. Таким образом действовать дальше. Малыш должен видеть, как все происходит, почему меняются числа и как их можно складывать или вычитать.
  • Для дошколят хорошо использовать игру со счетом шагов. К примеру, мама и дети отправились на прогулку. Нужно отмерять шагами расстояние и считать их по порядку. А затем возвращаться и считать шаги в обратной последовательности. Ребята быстро освоят это задание, а оно и является составом числа.
  • Даже бытовые ситуации помогут выучить с ребенком состав числа. Например, попросить малыша накрыть стол к обеду, поставить 5 тарелок, столько же ложек, разложить по два куска хлеба. Если ребенок испытывает затруднения со счетом, нужно обязательно помочь ему сориентироваться, объяснить, почему нужно именно столько предметов.
  • Счетные палочки помогут даже самым маленьким членам семьи научиться счету в пределах 10. Для этого следует положить на стол одну палочку, а затем попросить добавить определенное количество палочек, чтобы получилось пять. Примеры нужно постоянно усложнять, тренироваться не только увеличивать числа, но и уменьшать их.

Советы педагогов для правильного домашнего обучения

  • Педагоги категорически не рекомендуют применять запись состава числа для дошкольников. Пока для них это трудно. Следует устно научить считать до 10. Желательно использовать для этого игрушки, окружающие вещи, столовые предметы, книги.
  • На первом плане должны производиться действия с предметами, к примеру, был один кубик, к нему добавили еще один, стало их два, и так дальше.
  • Рекомендуется как можно чаще спрашивать малыша о количестве предметов. Посчитать можно все, что находится рядом, даже ступеньки на лестнице при выходе из подъезда.

Важно! Ребенок должен четко уяснить, что каждое число меньше следующего на единицу и больше предыдущего на столько же.

Преподаватели в первом классе нередко используют классический прием для изучения цифр и чисел:

  • сначала выходит один ученик и сообщает, что он первый вагон поезда;
  • за ним выходит еще один и говорит, что он второй вагон;
  • каждый раз проговаривается, что на один больше будет последующая цифра;
  • и так дальше;
  • затем вагоны называются в обратном порядке.

Основные рекомендации

  1. Родители должны осознать важность изучения состава чисел, в процессе домашних занятий соблюдать некоторые рекомендации специалистов, чтобы дошкольник мог спокойно освоить информацию и правильно применить ее. Естественно, не исключены кризисы в процессе, недопонимания, но все это проходит, а остаются знания, которые необходимы при школьном обучении.
  2. Нужно обязательно давать ребенку свободу. Родители часто предъявляют требования к чаду, которые не соответствуют его возможностям. Следует задуматься о запретах и наказаниях за незнание, выяснить, обоснованы ли они в действительности.
  3. Необходимо учитывать мнение ребенка. Нужно понимать, что у малыша существует собственная позиция по всем вопросам. Если учить ребенка насильно, то это не принесет желаемого эффекта. Приказной тон на занятиях попросту неуместен.
  4. Если малыш категорически отказывается учить цифры, то нужно поинтересоваться причинами этого. Вполне возможно, что он попросту боится расстроить родителей своим незнанием. Тогда хорошим выходом будет организация творческого процесса с привлечением всех домочадцев. Совместное изготовление пособий, рисунков из цифр, соревнования, кто быстрее назовет числа, напишет цифры, посчитает игрушки — сделает обучение легким и увлекательным.
  5. Необходимо всегда позитивно оценивать достижения малыша, демонстрировать доброжелательность, показывать поддержку в сложных ситуациях, совместно устранять ошибки, обсуждать варианты возможных решений. Главное дать понять ребенку, что у него все получится, по-другому и быть не может.

Родителям важно помнить, что домашние занятия не должны вызывать неприязнь у чада. Ребятишки воспринимают подачу информации лучше всего в игре. В начале школьного учения педагоги продолжают вести занятия именно в игровой форме. Это способствует легкому и быстрому восприятию математических знаний.

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка быстро читать: упражнения по технике чтения

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).

Закрепив «двойку» можно шагать дальше. Состав числа 3 несложно предложить к изучению в следующих вариантах:

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как быстро и просто научить ребенка устному счету?

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка писать красиво и быстро в первом классе?

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступать учиться после 11 класса?

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список школьных принадлежностей для первоклассника

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке”.

Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.

Советы педагогов

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

Состав числа. Как объяснить ребенку в игровой форме.

Ох уж эти школьные программы, ох уж эти учителя, которые просят детей зазубривать «состав числа» и учить таблицу сложения (да, я не описалась, не таблицу умножения, а таблицу сложения.) 🤓

Как-то на катке встретилась я с мамой первоклассника, она объясняла мне что уже сейчас я должна учить своего сына составу числа да так, чтоб «его ночью разбуди — он все рассказал!» 😤

Этой маме посчастливилось записать своего ребенка в лучшую школу нашего района ( а может быть даже города), вот она и учила меня ( не зная, что я математик).

— Учите с ребенком как стихотворение, 8 это 7 плюс 1, 6 плюс 2, пять плюс 3, 4 плюс 4 … ноль плюс 8. И тогда у ребенка с математикой будет все отлично!
И тут я ей сказала какое у меня образование. Женщина смутилась, уточнив, что это учитель так требует.
А я ей объяснила, что зазубривание «состава числа»-это не гарантия того, что ребенок будет знать математику, что математика — это не только арифметика.Что гораздо лучше развивать логику у ребенка и пространственное воображение.
На что мама ответила мне, что пятерки ставят за «стишки про состав числа.»
Им важнее пятёрки, чем знания ребенка. ☹️
Почему пишу «состав числа » в кавычках. Потому, что на самом деле число, к примеру, 10 состоит не только из 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, …, 10 и 0. А десять можно записать как:
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 = 7+2+1 и еще много таких примеров можно привести.

Так зачем же ограничивать ребенка и не давать ему полные представления о математике?
А если ваш ребенок знаком с дробными числами ( даже не с числами, а с понятиями «половина», «треть», «четверть»), так он с легкостью может сказать, что если к 9 яблокам добавить половинку и еще половинку, то получится 10 яблок, т.е 10= 9+ 1/2 +1/2. И тут еще добавляется множество вариантов «состава» числа.
Когда я училась в школе, то мы не учили никакой состав числа и никакую таблицу сложения.
Но тогда были совершенно другие программы.
У тех, кто учится на семейном обучении есть отличный выход — просто не зазубривать состав числа, а просто играть в полезные настольные игры, играть в магазин с ребенком, готовить с ним еду ( взвешивать, нарезать на порции, выкладывать столовые предметы), брать его в магазин.

А если ваш ребенок обучается в школе, тогда я расскажу, как помочь ему не вызубривать состав числа, а просто понимать его.
И это будет в игровой форме! И для этого не нужно покупать дорогих настольных игр.
Все дети любят фокусы. Скажите, что вы научите ребенка показывать фокусы. Фокус называется «рентгеновское зрение» — фокусник может видеть кубик насквозь. Но у каждого фокуса есть секрет и этот секрет нам с тобой нужно запомнить.
Для этого необходимо взять кубик , а если дома нет кубика, тогда склейте его из картона. Скачать развёртку куба можно

На каждой стороне кубика необходимо нарисовать точки. Нечетное количество, например, синим или черным фломастером, чётное -красным.
Т.е 1, 3, 5- синим, а 2,4, 6 — красным.
Теперь самое главное — расположение точек на кубике.
Покажу на составе числа 7.
Секрет этого фокуса заключается в том, что на противоположных сторонах кубика всегда находится число, сумма которого при сложении с другим дает 7.
Если фокусник видит число 4 на передней грани кубика, то спрятанное число должно быть равно 3.
Таким образом, ребенок научится решать простейшие уравнения: 4+x=7
Рисуем на одной грани кубика одну точку, а на противоположной стороне рисуем шесть точек.
На одной грани 4 точки, на противоположной грани 3 точки.
На следующей грани 2 точки, на противоположной 5 точек.
А можно рисовать не точки, а звездочки, сердечки, машинки и танки. Можно наклеить мелкие наклейки.
Перед тем, как показывать фокус друзьям или родственникам необходимо потренироваться. Ребенок берет в руки кубик, смотрит на одну грань (видит при этом, например, 4 точки), кубик неподвижен в его руках и держать кубик необходимо так, чтобы зрители видели количество точек на другой грани. Ребенок видит 4 точки, мысленно считает, что до 7 необходимо еще три точки и говорит «Три!». Поворачивает кубик другой гранью, видит, например, 1 точку, а говорит «Шесть!»
Не забывайте хвалить своего фокусника и во время тренировки и во время самого фокуса.
Для других чисел необходимо больше граней, поэтому нужно брать больше кубиков.
Только перед тем, как показывать фокус договоритесь с ребенком, какой кубик будете показывать ( какова должна быть сумма чисел), чтобы фокусник не ошибся.
Игра 2.
Эту игру открыл для себя мой сын, но на самом деле, когда он еще был маленьким, то я играла с ним в математические прятки. Недавно утром готовлю завтрак, а сынок залез под стол и что-то там шепчет. Прошу попросить, выходит и говорит, что придумал игру. Показывает мне кусочек картона с 8-ю точками.
и говорит мне:
-Можешь угадать, сколько точек я спрятал?!
Я угадывала, потом мы поменялись местами.
При чем, точки можно закрывать не только с одной стороны. С 8-ю точками я сначала закрывала одной рукой точки, а потом начала закрывать точки с разных концов: пальцами одной руки 2 точки, а пальцами другой руки 3.
Потом нарисовали 10 точек на карточке, потом 15, потом 20. В такие угадалки можно играть долго.
Игра 3.
Можно взять мешочек с мелкими игрушками, бусинками, ракушками, каштанами, камушками, конфетами, сушками с кусочками шоколада (с чем-то сладким детям нравится больше).

Дать посчитать количество предметов и все сложить в непрозрачный мешочек, контейнер, под тарелку. Достать, например, 2 предмета и спросить, может ли ребенок угадать сколько там осталось?
Если говоришь, можешь ли «предположить», то это не так загадочно или интересно, как «угадать». Хотя ничего страшного не будет, если попросите предположить. А-то ведь есть школьники, которые думают, что математика -это такая угадай-ка. Я бы рекомендовала чередовать слова, а лучше дублировать: «Можешь предположить, угадать, сколько там осталось?»
А можно взять заранее прозрачный контейнер, пакетик, брать некоторое количество мелких предметов в руку и просить угадать, сколько вы держите в руку, например, кукурузных хлопьев, виноградинок, ягодок , шоколадных подушечек, колечек и пр.
Здесь уже интереснее всего съедать угаданное количество лакомств.
Если у вас есть подобные игры, то поделитесь, пожалуйста.

Конспект НОД на тему «Состав числа 7»

Александра Колесникова
Конспект НОД на тему «Состав числа 7»

НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Тема: Состав числа 7

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Задачи:

Развивающие задачи: совершенствовать вычислительные навыки; продолжать формировать мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно; развивать творческие способности; развивать произвольное внимание, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Обучающие задачи: познакомить детей с составом числа 7, учить раскладывать число 7 на два меньших, а из двух меньших составлять целое, — закреплять умение называть число «на один больше»; закреплять навыки счета в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; закреплять названия дней недели;

Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к познавательной деятельности, воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.

Демонстрационный материал: цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя», поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик».

Раздаточный материал: наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого).

Ход занятия

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали

И немного все переживали.

Хорошо ли мы умеем

И считать, и отвечать?

А теперь вперед, за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Математическая разминка:

— порядковый счет от 1 до 10;

— обратный счет от 10 до 1;

— назовите число, следующее за числом 4, 8;

— назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;

— назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;

— назовите соседей числа 5, 9.

Показать детям цветок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?

Дети: Цветок называется цветик – семицветик.

Воспитатель: А почему волшебный цветок назвали цветик — семицветик?

Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети: В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель: Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?

Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель: Давайте его повторим и запомним.

Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.

Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.

Задание 1

На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7.

Воспитатель: Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Дети читают).

Дети: Не хватает числа 7.

Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7). На что она похожа цифра 7? (Ответы детей).

Цифра 7, цифра 7

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Воспитатель: Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками).

Задание 2

Воспитатель: В каких сказках и пословицах встречается число 7?

Дети: Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пословицы: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг».

Задание 3

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

(Дни недели)

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.

Задание 4

Физминутка

Я спортсменом стать хочу,

На скакалке я скачу,

Подойду к велосипеду.

И быстрее всех поеду.

Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,

Я до пола дотянусь,

Пола я легко коснусь —

Осторожно распрямлюсь.

Ручки вверх я подниму.

Где там небо – не пойму!

Я зажмурюсь и руками

Поиграю с облаками.

Я присяду, спинка прямо.

Пусть меня похвалит мама!

Ведь зарядку каждый день.

Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг («нарисовали» руками круг).

Задание 5

Воспитатель: Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?

Задание 6

Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Слушайте задачку.

Я нашел в дупле у белки

6 лесных орешков мелких.

Да ещё 1 лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель: Сколько орешков у белки?

Дети: Всего 7 (6 и еще 1). Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами.

Воспитатель:

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки). Дети заполняют домик.

Воспитатель:

Группа малышей — утят

Плавать и нырять хотят.

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

Дети: Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули). Дети заполняют домик.

Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.

Задание 7

Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Подведение итога.

Воспитатель: Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.

• Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.

• Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги?

• Какое задание понравилось больше всего?

• Что было трудным?

• Какое число было главным сегодня?

Обобщить ответы детей. Раздать фишки.

Советы родителям. Как помочь ребёнку запомнить состав числа легко и интересно

Советы родителям. Как помочь ребёнку запомнить состав числа легко и интересно!

Знание состава числа – это умение назвать два числа из которых состоит данное число. Например, 8 — это 4 и 4, 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3. Это ученик 1 класс должен знать наизусть, припоминать при решении примеров (3+5 = 8, 8 – 5 = 3). Многим взрослым эти моменты непонятны, зачастую их подменяют счетом на пальцах или каким-то другим присчитыванием. Знание состава числа важно и необходимо для работы на уроках математики. Многие ребята начали работу над составом чисел в дошкольный период, советуем продолжить запоминание. Тем, кто будет работать по ходу изучения по учебнику, сообщаем с темы «Считаем до трех» на уроках математики ведется работа по изучению состава чисел, она проводится одновременно с выполнением примеров на сложение и вычитание.

Обращаем внимание на способ решения примеров:

— ответ готов сразу, способ верный, использовано припоминание состава чисел;

— над ответом задумался, считает пальцы, присчитыват по одному, вспоминает числовой луч – тренируем запоминание состава числа!

Знание состава поможет ускорить вычисления в примерах на сложение: 6+2=? (вспоминаю 6 и 2 это 8) и в примерах на вычитание 8 – 2 = ? (вспоминаю 6 и 2 это 8, 8 без 2 это 6).

Приемы запоминания очень разнообразны, вы можете выбрать наиболее интересные и полезные для вашего ребенка. Предлагаем использовать наглядный материал.

1.Домики традиционный способ. 1.

2.Грозди для проверки

3. Любые формы дополнения до нужного числа

4. Таблицы с примерами

Уважаемые родители, тренировка в запоминании состава числа необходима и важна, помогите своему ребенку достичь успеха.

Из опыта работы.

Начать нужно с проверки, что знает ребенок.

1 этап — работа с предметами. Любые предметы считаем двумя группами. 3 и 1, 4 и 5, 7и 3 и т. п. можно использовать два файла, две коробки, ладошки. Группы объединяем и разделяем. Помните, дети любят играть, фантазируйте, играйте вместе и запоминание будет легким.

2 этап – заменяем предметы числами можно в те же файлы. Играем с числами.

3 этап – записываем числовые данные, любой способ хорош: 4

3 2 1 или 1+3=4, или 4=2+2

4 этап – решаем примеры на скорость можно использовать пособия или писать примеры самим.

Работу ведем в системе, если обнаружили, что ребенок не помнит состав числа, возвращаемся к запоминанию, если способы наскучили предлагаем полезные и интересные ссылки:

ИЗУЧАЕМ СОСТАВ ЧИСЛА — РАСПЕЧАТАЙ и ИГРАЙ :: Игры, в…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *