Академия

Где спит рыбка токмакова

Конспект непрерывной образовательной деятельности по стихотворению И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Светлана Яковлева
Конспект непрерывной образовательной деятельности по стихотворению И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с использованием современной информационно – коммуникационной образовательной технологии и технологии игрового обучения

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

И. Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Воспитатель

первой квалификационной категории

Яковлева С. Н.

ГБДОУ детский сад

№ 8 Приморского района

Санкт – Петербурга

Санкт-Петербург

Цель: Закреплять умения детей осознанно воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно-схематичных опор.

Задачи по образовательным областям:

Продолжать знакомить детей с творчеством детской поэтессы И. Токмаковой

Продолжать учить детей анализировать мыслеобразы, возникающие в процессе ознакомления со стихотворным текстом, зарисовывая символы к стихотворным строчкам.

Активизировать, уточнять знания детей по теме «Рыбы» на основе работы со стихотворным текстом.

Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать любознательность у детей.

Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе художественного творчества.

Развивать умение воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно- схематичных опор.

Воспитывать интерес к заучиванию стихотворения.

Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Воспитывать у детей эстетический вкус на основе словесного искусства и художественного творчества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций пресноводных рыб, чтение книг, отгадывание загадок.

Оборудование: портреты писателей, символьно-схематичная опора, проектор, экран

Ход занятия

Воспитатель вместе с подгруппой детей сидят за столом, на котором размещены портреты знакомых писателей, поэтов.

Ребята мы сейчас будем играть в игру «Угадай-ка». Подходите, будем играть вместе. Сейчас я буду читать отрывки из произведений, а вы попробуйте, отгадать кому из этих писателей и поэтов принадлежат эти строчки.

— 1 отрывок:

«Вы в танкисты не годитесь, в танке вы не поместитесь

И в пехоту негодны, из окопа вы видны…

Я на флот служить пойду, если ростом подойду!»

Конечно это Сергей Михалков «Дядя Степа». А что еще он написал? — Стихи для гимна России, «На прививку» (найдите его портрет).

— 2 отрывок: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять…»

Правильно. Это Корней Иванович Чуковский. А какие сказки он еще написал? (найдите портрет К. И. Чуковского)

Посмотрите это портрет Ирины Токмаковой — это поэтесса, которая пишет стихи для детей. Соня, ты запомнила, как зовут поэтессу. Я приглашаю вас в творческую мастерскую Ирины Токмаковой, где мы познакомимся с одним из стихотворений. Присаживайтесь. (дети проходят за столы).

Стихотворение называется «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» послушайте его внимательно.

(чтение стихотворения воспитателем)

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Беседа по стихотворению.

-Ребята, к какому виду рыб относится рыбка, о которой говорится в стихотворении? ДОКАЖИТЕ строчками из стихотворения. («Жаль, что в речке на воде. Нет следов твоих нигде»).

(рыба о которой рассказывается в стихотворении относится к виду речных рыб)

-Как вы думаете, куда может спрятаться рыбка? Где может спать?

(Рыбы могу спрятаться в грунт, под камушки, в ракушки между водорослями и т. д)

-Ребята, а что такое водоросли? (Водоросли –это трава,которая растет в воде). Название, каких водорослей вы знаете? (рогоз, камыш, стрелолист)

-Для чего нужны рыбам водоросли? (Роль растении в водоемах велика. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Рыбам нужны водоросли не только как убежища но и, для того чтобы дышать, а так же они служат и кормом для рыб. В водорослях рыбы мечут икру.

Давайте выучим это стихотворение. А для того, чтобы его было легче запомнить, составим схему с помощью символов. Вы знаете, что символы можно составлять в ряд и столбик. Выберите для себя удобную форму. Вы зарисовывайте то, что удобно вам, а я буду выставлять символы, которые удобны для меня.

— Какие символы мы можем зарисовать к строчке

«Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

(на эти строчки мы можем зарисовать: звезды, луну, подушку, хвост рыбки. чешую, вопросительный знак)

— Зарисуйте символ у себя на листке.

Дети зарисовывают у себя на листочках, воспитатель выставляет символы на доске.

Послушайте следующие строчки из стихотворения

«Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре»

Как можно обозначить эти строчки (лисий след, нору, лисий хвост, собачий след, конуру.) Зарисуйте символы.

Внимание следующие строчки

«Белкин след ведет к дуплу.

Мышкин — к дырочке в полу.»

Какие предложения есть у вас для обозначения этих строчек (след белки, ушки, хвост белки, дерево с дуплом, след, хвост мыши)

«Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.»

Давайте подумаем, как можно обозначить эти строки

(можно обозначить символами: речка, следы перечеркнуть)

«Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

(ребята, последние строчки стихотворения повторяются, поэтому можно использовать те же символы)

Посмотрите, какую мы составили схему для этого стихотворения. У каждого она своя. И сейчас я предлагаю всем вместе рассказать это стихотворение. Каждый из вас будет опираться на свои символы, которые он зарисовал.

(чтение стихотворения с опорой на символы)

Ребята, кто из вас хотел бы попробовать рассказать самостоятельно стихотворение Ирины Токмаковой. Слушайте внимательно, будем помогать. (чтение стихотворения детьми по желанию).

Мини итог: Молодцы. Вы были очень внимательны, составили такую схему, которая помогла запомнить и рассказать стихотворение.

Где спит рыбка

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

ГДЕ СПИТ РЫБКА
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
ГНОМ
К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит, прямо в дом!
И говорит всё об одном:
— Почаще мойте уши!
А мы кричим ему в ответ:
— Мы точно знаем, гномов нет! —
Смеётся он: — Ну нет так нет,
Вы только мойте уши!
СОННЫЙ СЛОН
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
ТУМАН
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
ПЛИМ
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся — и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
УСНИ-ТРАВА
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова;
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы:
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.
КРОКОДИЛЫ
Прошу вас, не надо съезжать по перилам
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
В ЧУДНОЙ СТРАНЕ
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?

«Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Старшая группа

«Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

Провела: воспитатель 1 квалификационной категории Галафеева Н.Л.( студентка 3 курс 31группа )

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: выучить стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка?» с помощью мнемотаблицы;

Задачи:

Образовательные: формировать у детей умение воспринимать литературное произведение,запоминать его;закрепить навыки воспроизведения слогоритмической структуры стихотворения; закрепить навыки речевого дыхания;закрепить знания о повадках рыб;

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, учить интонационно выделять ключевое слово в стихотворной речи; развивать психо-эмоциональную сферу;развивать зрительное восприятие;развивать общую и тонкую моторику;развивать творческое воображение;

Воспитательные: воспитывать интерес с поэзии.

Методы и приемы:

словесный (чтение стихотворения, ответы на вопросы);

наглядный (мнемотаблица);

игровой (игра «Путаница»);

практический (обводка по контуру, чтение стихотворения детьми).

Оборудование: магнитофон, кассета с записью музыки «Море».

демонстрационный материал (мнемотаблица);

раздаточный материал (картинки с наложенными контурами, фломастер);

Ход занятия.

1.Вводная часть

Развитие речевого дыхания.

В: Руки лежат в области диафрагмы, вдох – носом, выдох – ртом.

В: Поднять руки через стороны вверх. Во время поднимания рук говорить папапа…

В: Сделать вдох и плавным движением развести руки вверх в стороны: па______, затем в стороны: по______, руки согнуть, поднести их к области груди и плавным давящим движением вытянуть вперед: пу______

В: Вдох носом, на выдохе повторяем слова – названия рыб: плотва, окунь, карась.

2.Основная часть

Постановка цели занятия.

В: Сегодня на занятии мы выучим стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка?».

Чтение стихотворения воспитателем.

Беседа. Развитие творческого воображения.

В: Как вы думаете где спит рыбка?

Д: На дне, под корягой, под камнем, в водорослях…

В: Что видит рыбка во сне?

Д: Рыбка видит червячка, видит как она играет с другими рыбками…

Заучивание стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение и выкладывает мнемотаблицу.

И.Токмакова «Где спит рыбка?»

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Совместное чтение стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Прохлопывание ритмического рисунка.

Воспитатель прохлопывает и проговаривает слогоритмический рисунок первых двух строк: ударная позиция – хлопок с широкой амплитудой, безударная позиция – хлопок с маленькой амплитудой.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитатель задает вопрос, выделяя голосом ключевое слово, ребенок при ответе должен голосом выделить это слово.

В: ЛИСИЙ след ведет к норе?

Р: ЛИСИЙ след ведет к норе.

В: Лисий след ВЕДЕТ к норе?

Р: Лисий след ВЕДЕТ к норе.

В: Лисий след ведет К НОРЕ?

Р: Лисий след ведет К НОРЕ.

Двигательно- творческое задание «Морской берег».

Звучит спокойная музыка.

В: Мы с вами оказались на берегу моря.

Идем по берегу моря (колонна по одному)

Песок нагрелся, печет нам пятки (ходьба на пятках)

Под пятками острые камушки (ходьба на носках)

Волны катятся (волнообразные движения рук)

Дует сильный морской ветер (выдох через губы «трубочкой»)

Идем домой по следам, оставленным на песке (широкими и мелкими шагами).

Рассказывание стихотворения с детьми

1.По цепочке.

2.Индивидуально.

Пальчиковая гимнастика Рыбка».

Дети складывают руки ладонями друг к другу.Большие пальцы плавники. Дети выполняют «движения за воспитателем.

Развитие зрительного восприятия.

Дети выполняют задание на листах, находят рыбу по контурным изображениям, наложенным друг на друга и обводят ее.

3.Заключительная часть

Итог.

В: Что мы делали сегодня на занятии?

Д:Разучивали стихотворение.

В:О чём это стихотворение?

Д:О том, где спит рыбка и где живут животные.

В:Что вам больше всего понравилось?

Д:Учить стихотворение по таблице, играть , рисовать.

В:Теперь вы знаете где спит рыбка? Вы запомнили стихотворение наизусть?

Д: Да и можем рассказать вам.

В: А кому вы ещё сможете рассказать это стихотворение?

Д: Маме, сестрёнке, бабушке…

В:Молодцы ребята, мне понравилось с вами учить стихотворение и играть.

И ещё. Будете в лесу — обратите внимание: когда сосны шумят, слегка раскачивая макушками, кажется, будто они что-то рассказывают…

Мир новой книги Ирины Токмаковой — цветной и живописный, весёлый и серьёзный и всегда дружеский. Я уверен, читатели узнают в этой книге свои сокровенные мысли или даже просто самих себя и своих лучших друзей.

Пусть сосны шумят!

Владимир Александров

ПОИГРАЕМ

Стихи

Поиграем

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

У-у-у!

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

Зёрнышко

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток,

Перекинется мосток.

По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём.

Десять птичек — стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развесёлый чиж.

Ну а эта — злой орлан.

Птички, птички — по домам!

Аист

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

Ай да суп!

Глубоко — не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,

Картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

Каша

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите.

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

Тили-тили

Тили-тили-тили-тили,

Мы по воду не ходили,

Приходил Егорка,

Приносил ведёрко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли.

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Баиньки

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки,

Сели на скамейку,

Попросили лейку,

Поливали огород,

Где капуста растёт.

Где спит рыбка

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий — к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

Лягушки

Чьи там крики у пруда?

— Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, просто-ква-ши,

Надоела нам вода!

Усни-трава

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растёт усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова;

Как шепнёт свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы:

Пусть тебе усни-трава

Скажет сонные слова.

Медведь

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под ёлкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь.

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Невпопад

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать — опять невпопад.

Держись, дорогой леопад,

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард.

Скороговорка

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом — кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот —

Стал кашеедом кашалот,

А кашеваром — кит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *